Навыки самообслуживания


В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. 

      

На четвертом году жизни ребенок должен научиться самостоятельно (с небольшой помощью) надевать и снимать одежду в нужной последовательности, аккуратно складывать или вешать ее на определенное место, замечать неполадки в своем костюме и исправлять их либо самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу. Дети учатся  самостоятельно мыть руки и лицо (засучив предварительно рукава), не разбрызгивая воду, пользоваться мылом. Ребенок четвертого года жизни уже должен уметь  сухо вытирать руки и лицо, без напоминания пользоваться личным полотенцем и вешать его на определенное место.

   В результате целенаправленной работы  возрастает самостоятельность детей в процессе еды. Они овладевают умением самостоятельно и аккуратно есть, пережевывая еду с закрытым ртом; пользоваться не только ложкой, но и вилкой; без напоминания, по мере необходимости, употреблять салфетку.

Немаловажное значение имеют следующих правила:

– нельзя выходить из-за стола с полным ртом, с куском хлеба в руках;

– по окончании еды нужно поблагодарить взрослого,

– тщательно вытереть салфеткой губы, пальцы;

–  вставая, тихо задвинуть стул;

– не мешать тем, кто еще не  закончил есть.

Показ и объяснение должны быть четкими, наглядными.

             Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему непосредственную помощь. Необходимо обращать внимание на рациональность тех или иных способов действия (например, намокшие на прогулке вещи следует относить сушиться по одной – легче нести и повесить; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перёд).

           Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно родитель сопровождал не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом.

Например, при одевании на прогулку,  Мама спрашивает у ребенка:

–Что мы наденем в первую очередь?

Понятно, что правильный ответ зависит от времени года, метеорологических условий.

Ответ ребёнка:

– Колготки,– будет правильным, если он соответствует ситуации.

 

    Обучая детей, следует учитывать их опыт. Нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он не держал в руках  вилку. Очень важна последовательность в обучении.  Так,  действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем одевание; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом уже – умывать лицо.

 Последовательное усложнение требований поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать приобретенные навыки  личной гигиены. Следует подчеркнуть:   нельзя сдерживать естественное в этом возрасте стремление к самостоятельности.

 

             Навыки самообслуживания закрепляются повторением. Например, чтобы научить малыша одеваться, необходимо не только многократно объяснить ему и показать все операции в определенной последовательности, но и поупражнять его в этом  действии.

          Бывает и так, что знание и умение делать правильно не всегда влечет за собой желаемое поведение.   Пример:  мальчик знает, куда нужно вешать пальто и умеет это делать, однако небрежно бросает на скамейку. Почему? Потому что часто эту обязанность выполняет за него взрослый. Поэтому очень важно сразу учит детей действовать правильно, не допуская никаких отклонений.

   В самообслуживании, так же как и в любых других видах деятельности, необходимо учить ребенка доводить начатое до конца и выполнять его качественно

 

 

 


error: Content is protected !!