Приемный ребенок в школе


Что же делать родителям приемных детей, чтобы школа не стала началом конца?

Во-первых: всегда надо ставить во главу угла семью и отношения с ребенком, а не школу.

Во-вторых: не позволять школьным проблемам влезать в семью и разрушать ее изнутри. Что бы ни случилось, родители должны помнить: сам ребенок несоизмеримо важнее школьных успехов и неудач. Конечно, с «провалами» бывает трудно мириться, особенно если педагоги подливают масла в огонь: «Вы же родители!», «Сделайте что-нибудь!», «Заставьте его учиться!»

Постоянное давление на родителей приводит к росту напряжения внутри семьи.

В-третьих: не завышать ожиданий. Да, каждому родителю очень хочется, чтобы его ребенок учился хорошо. Тогда им легко гордиться. Но с приемными детьми нужно принимать во внимание множество факторов: личную историю, темперамент, возможности. Важно наблюдать за ними и внимательно относиться к тому, что им по-настоящему нравится.

Еще до начала занятий, родителям рекомендуется познакомиться с учителем (классным руководителем), проинформировать его о том, что ребенок приемный. Это необходимо в первую очередь для установления доверительного контакта с учителем, во-вторых, чтобы учитель был готов к возможным трудностям адаптации ребенка к школе. Если родителям не понравился учитель, его реакция на факт приема ребенка в семью, то лучше подыскать другого педагога, который сможет быть вашим союзником, а не противником. От отношения учителя к ребенку во многом будет зависеть его адаптация в школе, отношение к нему сверстников.

Если приемного ребенка обижают одноклассники необходимо заручиться поддержкой классного руководителя, школьного психолога для прекращения данного отношения к ребенку в классе. Вплоть до подросткового возраста до 90% положение ребенка в классе зависит от того, как к нему относятся педагоги. Учителю необходимо подать сигнал ребятам, что именно у этого ребенка получается делать что-то лучше всех. Пусть он не умеет решать задачи, но зато он лучше всех в классе поет. Или просто с доски вытирает! И, самое главное, что он важен и нужен в классе. Если приемный ребенок обижает и оскорбляет детей, не слушается педагога.

И если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находится другим детям, то решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого “общественность”. Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и акт изгнания. Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает с другое. В любом случае педагогам необходимо вовлекать в сотрудничество для решения проблем родителей, вместе разработать варианты выхода из ситуации. Обратиться в службу сопровождения замещающих семей за сторонней помощью специалистов. Иногда, немотивированная агрессия у детей бывает связана с органическими заболеваниями мозга, и может, стоит рекомендовать родителям обратиться к специалистам. Чем раньше проведено обследование и начато лечение, тем лучше результат. А бывает, что агрессия бывает вполне даже мотивированной, потому, что ребенок является изгоем в классе, тогда ребенку приходится защищаться, так как он умеет.

Часто замещающие родители обращаются за помощью в случае возникновения проблем со школьной успеваемостью.

Если у ребенка серьезные проблемы с учебой, родители всегда испытывают стресс, особенно в нашем обществе с его отношением к академическому образованию как к главной цели воспитания детей. Приемный ребенок испытывает двойной стресс. Имеющийся травматичный прошлый опыт значительно усложняет процесс адаптации и социализации ребенка. Приемным родителям приходится ради любви к ребенку пережить разочарование, избавиться от каких-то своих иллюзий и стереотипов, измениться внутренне. Когда педагог упрекает родителей в том, что ребенок плохо учится, не выполняет учебных требований, родители испытывают боль и обиду за ребенка. Это в свою очередь может усложнить взаимоотношения в диаде “родитель-ребенок”.

Главная задача для приемных родителей состоит в том, чтобы ребенок, возможно, заново научился доверять взрослым и миру в целом, чтобы он почувствовал себя важным и нужным людям. А на постоянных упреках и промахах успешным человек не может вырасти. Пусть ребенок не будет знать на отлично учебную программу, но можно обратить внимание на другие положительные качества ребенка: общительность, готовность помочь, творческое начало, трудолюбие – все, что вы заметите. Учеба – важное, но не единственное содержание жизни ребенка. Чтоб он мог выйти в жизнь, ему нужно не только освоить школьную программу, но и научиться общаться. Поэтому успех в отношениях со сверстниками для него не менее важен, чем успешная учеба. Педагогам хотелось бы пожелать больше обращать внимание на умение детей сотрудничать между собой в классе, мирно разрешать конфликты, помогать друг другу. Публично не обсуждать недостатки учеников и уж тем более не сравнивать учеников между собой. Польза от всего этого сомнительная, а вред для развития личности детей несомненен.

Если к вам в класс пришел приемный ребенок, то самое лучшее, что вы можете для него сделать – это дать ему понять, что он важен и нужен в классе. Что возможно в некоторых случаях, как бы вам этого не хотелось, учеба для детей, переживших травматичный опыт утраты кровной семьи, не будет являться первостепенной жизненной задачей в период детства. А более важно для этих детей – заново обрести доверие к взрослым, научиться общаться со сверстниками. Учителю вполне по силам проявить понимание к трудностям приемных родителей в воспитании ребенка, оставшегося без попечения родителей стать им соратником в решении вопросов воспитания. Важно наблюдать за детьми и внимательно относиться к тому, что им по-настоящему нравится.

Даже имея условные тройки по нелюбимым предметам, ребенок, который растет в принятии и любви, не потеряется в будущем и найдет свое место в жизни.

С уважением, педагог-психолог реабилитационного отделения: Васильева О.Н.


error: Content is protected !!