Типизатор задает вопросы бабушкам, дедушкам и инвалидам.


Комплексный центр социального обслуживания населения «Пировский» начал работу по типизации. Что за типизация? Без типизации не построишь систему долговременного ухода.

К 2024 году в России должны создать систему долговременного ухода. Речь идет о полноценном взаимодействии социальных и медицинских служб и сервисов вокруг человека, у которого есть устойчивые ограничения жизнедеятельности, из-за чего он становится зависим от посторонней помощи.

Чтобы понять, кому какая помощь нужна, проводится типизация. Это процесс, в ходе которого специалист – типизатор – определяет объем помощи, необходимой пожилым людям и инвалидам. От полученной группы ухода зависит объем и набор услуг. При этом важно не то, чем болен человек, а что он может или не может делать сам, а в чем ему нужна посторонняя помощь.

Первая группа – это люди, которые почти не зависят от других. Им нужна небольшая помощь по дому, например, развесить белье, принести воды или дрова, сделать сложные покупки.

Вторая группа объединяет людей, у которых есть умеренная зависимость от посторонней помощи. Их способность к самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства лишь незначительно снижена. Им нужна помощь с покупками: они не могут носить тяжелые сумки, иногда им трудно передвигаться, например, наклоняться. Поэтому помощь в хозяйстве, конечно, необходима. У людей из второй группы когнитивные функции не нарушены.

Люди из третьей группы выходят из дома, но очень редко – одни. Чтобы эффективно сходить в банк, на почту, даже в магазин, им нужен сопровождающий. Они могут себе готовить несложные блюда, но им нужна значительная помощь в приготовлении пищи. То же – с остальным домашним хозяйством. При этом таких подопечных нужно активно привлекать к участию буквально во всех делах, чтобы поддерживать их самостоятельность, чтобы они чувствовали, что многое еще могут сами! И стараться выводить их «в люди», хотя это будет непросто.

Те, кто попадает в четвертую группу, тоже сильно зависимы от посторонней помощи. Этим людям надо помогать купаться, иногда – кормить или подавать тарелку с едой, всегда – готовить. С ними вместе нужно ходить по дому, готовить порции лекарств. Но они могут быть дома одни некоторое время, когнитивные функции у таких людей обычно не так сильно нарушены. И еще они могут проводить часть дня где-нибудь в Дневном центре, чтобы продолжать общаться, не чувствовать себя одинокими.

Например, для пятой группы ухода это обслуживание каждый день, и в выходные дни тоже, конечно! Потому что те, кто в пятой группе, полностью, тотально зависимы от других. Они не могут сами есть, пить, почти не могут двигаться. Или у них такой когнитивный дефицит либо серьезные психические расстройства, что без посторонней помощи они обходиться не могут. За ними нужен постоянный присмотр.

Сейчас, обучая типизации, мы учим сотрудников определять, насколько человек зависим от помощи окружающих при ведении хозяйства (даже небольшого, например, в квартире), уходе за собой. Насколько ему нужен присмотр.

Следующая важная задача – научиться определять, насколько человеку нужна помощь в социализации, и какая именно. Потому что у каждого есть право заниматься любимым делом, общаться, дружить, любить, иметь семью.

Типизатор (у нас это пока специально обученный сотрудник центра социального обслуживания) задаёт вопросы так же, как их задаёт на приёме врач. Вопросы касаются нескольких тем – способности человека передвигаться и обслуживать себя, питаться, мыться. Есть вопросы, связанные с недержанием мочи и работой кишечника. Оценивается и то, можно ли человека оставить одного хотя бы на какое-то время, или он требует постоянного присмотра. Причём, если состояние человека позволяет ему выйти на улицу из квартиры на первом этаже, но он не может выйти, поскольку живёт на пятом, типизатор это отметит.

Каждого человека, который уже начал получать услуги, сотрудники, проводящие типизацию, должны навещать планово – один раз в год или полтора. Если с человеком что-то случается, то у него должна пройти внеплановая типизация. Не надо ждать год после инсульта или перелома, чтобы к тебе пришли! Если есть помощник по уходу, то он обязан сообщить своему руководителю о переменах в жизни человека: хороших или не очень. То же обязаны сделать медики и другие специалисты, если увидят, что есть перемены.

Есть хорошее русское слово «выхаживать», и есть люди, вполне готовые это делать. Найдутся и те, кто возьмется вести сопровождение людей с тяжелыми когнитивными нарушениями. Уход за такими подопечными – целая наука, и к нему потребуется подключить немало специалистов.


error: Content is protected !!