11 класс: что ждет вашего ребенка и как помочь?


Одиннадцатый класс — крайне трудное время как для выпускников, так и для их родителей. Практически весь год проходит под эгидой «ЕГЭ». С одной стороны, без усиленных тренировок в написании теста, без дополнительных занятий с репетиторами, без нацеленности на высокие баллы не обойтись. С другой же стороны вопрос: полезно ли это для здоровья (психического и физического) вашего ребенка?

Родители зачастую мало представляют себе среднестатистические будни одиннадцатиклассника. Происходит это примерно так: ребенок (у которого, как у любого подростка, голова и так полна тревогой, неуверенностью, проблемами) приходит в школу, где к неизбежным конфликтам и тревоге об отношениях со сверстниками добавляется тревога о ЕГЭ. Эта тревога разлита в воздухе, в самом настрое класса: даже если о ЕГЭ никто не говорит, все об этом думают.

Учителя пребывают в панике: от того, как сдадут ЕГЭ «их» дети зависит их статус в школе, их статус как репетиторов, их самооценка и отношения с коллегами. К сожалению, большинство учителей считает, что, указав на (ошибки, недочеты, плохие качества) ребенка, они смогут замотивировать его больше стараться и лучше учиться. В реальности же это — пустая критика, которая только ухудшает настроение школьника и подрывает его уверенность в себе.

Большинство родителей ведут себя примерно также, как учителя: зачастую «нагнетают» обстановку запугиваниями, забывая о том, что перед ними ребенок, а не машина по аккумуляции информации. А ведь для подростка в этом возрасте общение и социум — главные факторы формирования психологического здоровья, устойчивой самооценки, сильной идентичности.

На что стоит обратить внимание?

Становится очевидным, что в такой обстановке ребенок может начать вести себя «плохо»: это подразумевает и словесную грубость, и истерики, и скрытность. Тем не менее, обязательно стоит обратиться к специалисту, если кроме этих симптомов появляются следующие:

  • заметное и стабильное снижение/повышение аппетита;
  • заметное и стабильное снижение/повышение потребности во сне;
  • сниженное настроение, подавленность, слезливость, тоска, пессимизм;
  • резкое снижение самооценки, ухудшение отношения к себе, ощущение себя виноватым, плохим, требующим наказания;
  • усталость и снижение энергии, которые кажутся вам более выраженными, чем того требует ситуация;
  • жалобы ребенка на такие физические ощущения, как потливость (не связанная с жарой), трудность дышать, ускоренное сердцебиение, дрожь в руках, боль в животе (не связанная с проблемами пищеварения), головную боль;
  • ребенок жалуется на тревогу, испуг, страх, беспокойство, панику, ужас;
  • часто, подростки используют алкоголь, наркотики или прибегают к самоповреждениям как способу снять эти переживания/ощущения.

Что можно сделать родителям, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические трудности?

Необходимо снизить критику и запугивания и повысить поддержку. Звучит достаточно просто, но главное — сильно действует на ребенка.

В этот период родителю очень важно самому вспомнить свои ощущения, как они преодолевались и что помогало, а главное — рассказать об этом ребенку. Подростку важно знать, что через подобное проходили все, что его чувства и мысли не уникальны, а наоборот вполне нормальны, а главное понимать, что в любом случае все сложится хорошо.

По возможности, старайтесь хотя бы примерно отрегулировать режим. В частности, следить за тем, чтобы ребенок успевал спать, есть и отдыхать.

Владейте точной информацией о ЕГЭ, не плодите страхи и слухи, обсуждайте только факты, а не ваши собственные домыслы. Старайтесь чаще демонстрировать, что вы в любом случае будете на стороне своего ребенка, что вы уверенны в его силах и в благополучном исходе, и что вы всегда будете его защищать.

Старайтесь предъявлять адекватные требования к результатам ЕГЭ. Если ваш ребенок всегда с трудом получал тройку по математике, следует ли ждать от него 70 баллов по профильной математике? Поможет ли ваше ожидание показать лучший результат, на который он способен?

Чаще задавайте себе вопрос: «То, что я сейчас говорю и делаю помогает моему ребенку? Или мне просто так страшно за него, что я пытаюсь избавиться от этого страха таким способом?»

В ДОБРЫЙ ПУТЬ, БУДУЩИЕ ВЫПУСКНИКИ!!!

С Уважением, педагог – психолог отделения реабилитации: О.Н. Васильева


error: Content is protected !!